Vogul (vogulec) wrote,
Vogul
vogulec

Categories:

Чернобыль, кино и быль



Кино.
Посмотрел четыре серии НВО сериала.
Надо сказать, с интересом. Даже несмотря на гротескно - штампованное изображение советской партноменклатуры, а также на  всякие смешные мелочи, типа торчащих у всех казенных дверей солдат ВВ с автоматами.
В остальном вполне серьезное и смотрибельное кино. Хорошо передана атмосфера катастрофы, держит зрителя в напряге.
Добротно сделанные декорации и планы, серьезно проработаны бытовые мелочи. Хотя квартирка академика Легасова явно бедновата. Такой ученый должен был жить побогаче, в обстановке более продвинутой, чем висящие на гвоздях поварежки.) Что еще в плюсе - техника строго советская, лишь однажды мелькнул странный грузовик, неопознанной марки и модели.
Сюжет тоже вполне продуман, а хронология аварии даже до мелочей.. Насколько я понял, за основу сюжетной линии взята версия А.Дятлова, - зам. главного инженера по эксплуатации, осужденного впоследствии. Ниже см. ролик с его интервью.

Не кино.
Сериал снова оживил интерес к чернобыльской катастрофе, заставил вспомнить...
26 апреля 1986 года я сидел в казарме в Москве и ждал дембеля.
На политинформации объявили об аварии, не помню уже какого числа.
Значения особо не придали, потому что кроме официальной версии другой инфы не было. А там звучало, типа почти рядовое ЧП, ничего особенного.
Однако уже в начале мая нас, дембелей, собрали в ленкомнате и предложили добровольно поехать в Припять - охранять зону отчуждения. Правда, тогда слово "отчуждения" не звучало, просто - охранять объекты, технику, стоять в оцеплении. Сулили хорошее питание, деньги (какие, уже не помню). Разумеется, ни слова о радиации и рисках. Я не поехал, т.к. строил другие планы, нужно было поступать в ВУЗ. Кто-то согласился...

В общем, после фильма несколько дней курил эту тему снова.
В меру своего понимания ознакомился с принципами работы реакторов РБМК и ВВЭР. Изотопы, контуры; ТВЭЛы, набитые урановыми таблетками...
Пипец конечно, техника. Сложная, умная и в то же время... примитивная. Как-то все это стремно и тревожно, словно то ружье на стене.
Несмотря на заверения ядерщиков, имхо - ни черта они не застрахованы от новых "чернобылей". Это как самолет, каким бы он ни был надежным, один хрен когда-нибудь да упадет. Только вот в случае с мирным атомом последствия куда тяжелее.
В этой связи отказ Германии от АЭС кажется не таким уж абсурдным.
Лучше уж путинский газ покупать. А пока сжигается газ, можно придумать что-то более безопасное, чем греть урановые таблетки.

Причины
Лично я склонен верить Дятлову.
Смена все делала по регламенту. Реактор оказался не вполне надежным, или может, не вполне предсказуемым, произошел катастрофический сбой, которого никто не ожидал.
Но признать это было нельзя. СССР считался одним из лидеров по освоению мирного атома.
Стрелочников назначили.

Ниже: интервью Дятлова, записанное в 1994 году (он умер в 1995).
Ролик часовой, но его стоит прослушать.

Tags: СССР, катастрофы, кино, мемуары, мысли вслух
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Это что, техника 21 века?

    Появилась официальная версия причины пожара на АС-12 "Лошарик". Читаешь, словно сводку из 50-х годов прошлого века и диву…

  • Не ладится у нас под водой :(

    Посмотрел статистику аварий на подводных лодках США - СССР/РФ, а также количество жертв среди подводников. Сравнил. Вывод неутешительный для нас.…

  • Привет, замполит!

    Прошла сногсшибательная новость: Минобороны РФ создает в своем составе Главное военно-политическое управление. Видимо, кроме главного будут еще и…

  • Военная форма СССР, шок и трепет

    Однажды режиссер Никита Миахалков сказал, что внешний вид военной формы влияет на моральное и физическое состояние армии, которая ее носит. И что,…

  • Если бы не СССР...

    Апологеты СССР в дебатах любят использовать аргумент " если бы не СССР"... делее идет перечисление множества бед и невзгод, которые…

  • Референдум за сохранение СССР, что же выбрали?

    Референдум 17 марта 1991 года. За сохранение СССР тогда проголосовало 76,4% принявших участие в референдуме. Этим фактом любят размахивать…

  • Одна из причин очередей в СССР

    Основная причина очередей была конечно в тотальной нехватке товаров и продуктов. Однако имела место еще одна существенная причина, чисто…

  • Советская власть - главный фейк СССР

    Вся власть советам! Самый знаковый лозунг России 20 века. Помните? Советы народных депутатов это представительные органы власти в СССР. На…

  • Чернобыльские певцы

    Сегодня годовщина аварии на ЧАЭС. Кроме собственно ликвидаторов мне вспомнились артисты, рискнувшие в тот год дать концерты в зоне, пышащей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →